НОД для старшей группы компенсирующей направленности по ФЭМП
Космос
Демкина Ксения Викторовна,
воспитатель ГБДОУ детский сад № 13
Выборгского района Санкт-Петербурга
Цель: формирование у детей интереса к математике посредством игрового занимательного материала.воспитатель ГБДОУ детский сад № 13
Выборгского района Санкт-Петербурга
Задачи: упражнять детей в прямом и обратном счёте в пределах 10; закреплять знания о геометрических фигурах; совершенствовать навыки ориентировки на листе бумаги; учить детей ориентироваться на ограниченной плоскости, пользоваться словами слева, справа, вверху, внизу, посередине.
Материалы к занятию: интерактивная доска с презентацией, счётные палочки, изображение космоса и планет, цветные геометрические фигуры из картона, цифры, мячик, смайлики для раскрашивания.
Предварительная работа: беседа о космосе, познакомить детей с расположением планет, решение логических задач.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, напомните мне пожалуйста, какой праздник мы отмечаем на этой неделе?
Дети: День Космонавтики!
Воспитатель: Верно! И по такому случаю я вам предлагаю сегодня отправиться в необычное математическо-космическое путешествие. И для начала я вас попрошу посмотреть на нашу космическую доску и ответить мне на несколько вопросов: Итак, что изображено на доске?
Дети: Космос. Планеты. Солнечная система.
Воспитатель: Все верно! Подскажите мне, сколько планет в нашей солнечной системе?
Дети: Девять.
Воспитатель: А ответьте мне еще на такой вопрос: какая по счету от солнца наша планета Земля?
Дети: Третья.
Воспитатель: Все правильно! А если посчитать с конца, от планеты Плутон?
Дети: Седьмая.
Воспитатель: Молодцы! Итак, сегодня мы с вами отправимся в путешествие в космос, но чтоб туда полететь, нам чего-то не хватает. Чего же?
Дети: Ракеты!
Воспитатель: Правильно! И сейчас я вам предлагаю построить ракету. Перед вами на столах лежат геометрические фигуры. Расскажите, какие фигуры вы видите перед собой?
Дети: Треугольники, круги, прямоугольник, квадрат.
Воспитатель: Правильно. Сейчас вы должны построить ракету из предложенных вам геометрических фигур. А для помощи, вот для вас схема.
Дети конструируют ракету из геометрических фигур по шаблону.
Воспитатель: Молодцы! Все справились с заданием. Наша ракета готова к полёту. Но куда же мы с вами полетим?
Дети: В космос!
Воспитатель: Верно! Возьмите пожалуйста листочки с изображением космоса и ответьте мне, чего же не хватает на этой картинке?
Дети: Планет.
Воспитатель: Все верно! И сейчас мы с вами будем расставлять планеты на свои места. Вы готовы?
Дети: Да.
Воспитатель: Итак, берем солнышко и кладём его посередине. Справились?
Дети: Да.
Воспитатель: Теперь берём нашу планету Земля и располагаем её в правом верхнем углу. Затем берём с вами Юпитер располагаем его в левом нижнем углу. Берём Марс и кладём его в правый нижний угол. И наконец берём с вами Нептун и кладём его в левый верхний угол. Справились?
Дети: Да.
Воспитатель: А теперь, я вам задаю вопрос: где находится планета? И вы мне полным предложение отвечаете. Так я проверю, правильно ли вы расположили все планеты. Итак, … отвечает, где находится планета Земля?
Ребёнок: Планета Земля находится в правом верхнем углу.
Воспитатель: … ответь мне пожалуйста, где находится Нептун?
Ребёнок: Нептун находится в левом верхнем углу.
Воспитатель: … подскажи мне, где находится Марс?
Ребёнок: Марс находится в правом нижнем углу.
Воспитатель: …расскажи нам, где находится Солнце?
Ребёнок: Солнце находится в центре.
Воспитатель: … подскажи нам, где находится Юпитер?
Ребёнок: Юпитер находится в левом нижнем углу.
Воспитатель: Вы все большие молодцы! Теперь наша ракета точно улетит, и мы увидим с вами много планет и звёзд. А теперь я вам предлагаю поиграть в игру, которая называется «Все планеты по порядку!». Вы готовы?
Дети: Да.
Воспитатель: Тогда слушайте правила игры: давайте с вами назовём цифры и планеты под этими цифрами.
Дети: Один – Меркурий, два – Венера, три – Земля, четыре – Марс, пять – Юпитер, шесть – Сатурн, семь – Уран, восемь – Нептун.
Воспитатель: Молодцы. Сейчас вы отворачиваетесь, и я вам раздаю каждому изображение с планетой и цифрой. А когда вы повернётесь, вы должны выстроиться по порядку. Подсказывать какая цифра нельзя. А вот после того, как вы выстроитесь, вы должны будете показать свои цифры и мы поймём, правильно ли вы построились?
Играем в игру один раз.
Воспитатель: Предлагаю вам сыграть в еще одну игру, которая называется «Игра с Планетой». Становимся в круг. Я считаю и останавливаюсь, бросаю круг любому из вас и говорю: «Считай дальше». Ребёнок, поймавший планету, продолжает счёт, затем останавливается и передает планету другому ребёнку и может его попросить посчитать в обратном порядке, с той цифры, на которой он остановился.
Ребята, вы все огромные молодцы! Вам понравилось наше путешествие?
Дети: Да.
Воспитатель: А теперь я вам предлагаю оценить на сколько вам понравилось наше путешествие! Присаживайтесь за столы и там вас ожидают карточки со смайликами и цветные карандаши. Если вам понравилось наше путешествие, то раскрасьте смайлика зелёным цветом. Если вам что-то было не понятно, то раскрасьте смайлика жёлтым цветом. А если вам не понравилось наше сегодняшнее путешествие, то тогда смайлик будет красным.
Дети раскрашивают смайлики на их выбор. Проводится самооценка.